Пространство студия танца и фитнеса, Рио Данс школа бального танца

Что такое СРС и зачем она нам?

E-mail Печать

СРС — аббревиатура «Самостоятельная Работа Студента» — тип занятий, направленных на усвоение материала, изученного вместе с тренером/преподавателем, и наработки мастерства владения им.

С первым пунктом кратко разобрались, теперь главное понять, нужно ли это нам.


В первую очередь, важно понимать: СРС не равно Домашнее задание. Т.е. это никаким образом не исходит от преподавателя. Возможно, преподаватель скажет об этом или каким-либо иным способом донесет до вас информацию о существовании подобного рода занятий, но мотивация к этому не будет исходить от него. 

Так зачем же она нам нужна?


В связи с особенностями развития и типа нашей нервной и двигательной систем большинство методик преподавания (в нашем случае танцев) построено на принципе «узнавания».

Это можно описать так: учащийся, многократно совершая определенные действия, указанные ему преподавателем, корректируется последним в процессе их выполнения, пока их выполнение (этих определенных действий) не совпадет с понятием «Правильно», по мнению преподавателя. В этот момент преподаватель словами или каким-либо другим образом сообщит ученику о том, что он выполняет действие правильно. 

Продолжая корректировать ученика в его действиях и сообщая о том, что он делает верно, а что нет, преподаватель создает в сознании ученика устойчивую «правильную» двигательную модель (двигательный стереотип), которая путем многократного повторения постепенно переносится в область двигательных навыков ученика. В последствии ученик, встречая схожую последовательность действий в другом двигательном задании, «узнает» выученную (заложенную в него) последовательность и выполняет ее в соответствии с той моделью, которая была заложена в него в процессе обучения.

Это достаточно сложное объяснение можно изложить и проще: все, что записано в наше тело путем многократного повторения, становится нашей привычкой или (в нашем случае) техникой выполнения.

Есть множество способов внесения информации в наше сознание (программирования нашего сознания). Чтобы не лезть в дебри психологии и философии, мы будем говорить о самом простом способе запоминания — повторении — как ключе к достижению наших целей. Всех, кто заинтересовался более сложными и глубокими аспектами тренировочного процесса, я отправляю к другим источникам, коих на бескрайних просторах интернета предостаточно.

Итак, самостоятельная работа по выполнению повторений. Для чего нам это нужно?


В процессе тренировочной деятельности вместе с тренером мы получаем и закрепляем некоторую «двигательную модель» - определенный набор необходимых действий для достижения результата «Правильно». В силу особенности работы нашей нервной системы, как говорилось выше, мы не можем мгновенно записать необходимую «двигательную модель» сразу в глубины нашего мозга — на уровень рефлексов. Следовательно, многократное повторение действий — наш единственный (в свете угла зрения этой статьи) способ достичь желаемого.
Регулярные занятия с преподавателем не всегда возможны. В то же время: если они и возможны, то могут и в какой-то степени навредить. (Подробнее об этом читайте ниже). Соответственно, чтобы необходимый нам двигательный навык развился, необходимы самостоятельные занятия. 

Мотивацию для данных занятий необходимо находить внутри себя. Для кого-то это может быть желание стать чемпионом, для кого-то — само движение будет приносить удовольствие и наслаждение, в общем, вариантов множество. Однако, чтобы занятия приносили результат, а не просто были бессмысленным времяпрепровождением, необходимо четко двигаться к цели. 

Для этого необходим план самостоятельных занятий с конкретными датами выполнения и контрольными точками, на которых мы будем сверятся с неким эталоном для проверки результата. Важно научиться не ставить себе как слишком малых, так и слишком длинных сроков исполнения — в первом случае мы будем уменьшать мотивацию и веру в то, что эта методика работает, т.к. мы не будем успевать достигать необходимого результата, во втором случае — глаз и тело будут «замыливаться», мы будем «затанцовываться» (если говорить применительно к танцам) и эффект может быть обратным, когда от большего количества повторений качество падает. По моему личному опыту время на закрепление одной двигательной задачи (например, сгибание-разгибание колена в определенном комплексе движений в определенном месте и с определенным ритмом) должно находиться в рамках от 3 до 6 занятий (конкретный временной промежуток сознательно не оговаривается и подразумевается, что данное упражнение — лишь часть комплекса упражнений, который отрабатывается на занятии). При этом способы выполнения упражнения могут варьироваться — важен лишь результат.

Контрольными точками могут быть встречи с тренером или использование видеокамеры, которая бесстрастно и непредвзято оценит ваши двигательные навыки. Безусловно, последний способ часто похож по ощущениям на самобичевание, но иногда и это полезно. Важный критерий СРС — вы всегда должны видеть, что можно улучшить, и работать в этом направлении. Если вам нравится, как вы двигаетесь, на 100% - вы что-то делаете неверно (нарушена «двигательная модель») или вы находитесь в иллюзии. Для исправления последнего случая необходимо просто позаниматься с преподавателем. Если вам наоборот кажется, что вы все делаете неверно — важно не останавливаться и продолжать занятия, используя ту двигательную модель, которую вы запомнили. При первой возможности попросите преподавателя указать на ошибки и продолжайте совершенствоваться.

Есть распространенное заблуждение: "если я не запомнил какое-либо движение на 100% правильно, его лучше не делать, чтобы не запоминать неправильно". Особенностями каждого двигательного стереотипа является то, что он, как правило, состоит из большого количества простых движений, выполняемых последовательно или параллельно. В случае если даже какая-то часть комплексного движения была запомнена некорректно — оставшаяся часть действия все равно будет верна и тогда, при коррекции техники выполнения, потребуется только исправить отдельные элементы комплексного движения, что будет проще и эффективнее, чем заново учить одно и то же действие по нескольку раз.

При постоянном занятии с преподавателем (или с различными преподавателями) происходит несколько «неожиданных» моментов (здесь приводится эталонный случай, как если бы мы занимались только с преподавателем и совсем не занимались самостоятельно): 

  • Преподаватель перестает давать новый материал. Вы уже дано занимаетесь, но преподаватель почему-то все время возвращается к одному и тому же, по многу раз «мусоля» одно и то же место, крайне мало уделяя внимание новому материалу. В данном случае преподаватель просто занимается с вами тем, что называется «наработка двигательной модели (стереотипа)». Т.е. фактически та же СРС, но за ваши деньги. И пока он не будет убежден, что она наработана — он не двинется дальше. И проблема в данном случае не в преподавателе — он точно отдает себе отчет в том, что пока не будет пройден весь необходимый для данного уровня мастерства пласт информации, пока не будут наработаны необходимые двигательные модели — дальнейшие, более сложные задания давать нет смысла. Они «потопят» ученика и лишат его мотивации.
  • Ответственность за результат полностью «отдается» преподавателю. При отсутствии понимания пользы самостоятельных занятий ответственность за результат ученика полностью (по мнению ученика) лежит на преподавателе. Смысл в том, что преподаватель (если он конечно опытный преподаватель) никогда не возложит ответственность за результат ученика на себя. Невозможно никого ничему научить, если ученик сам не желает научится. В данном случае задачей преподавателя становится ясное и полное донесение до ученика его задач и ответственности за результат. Преподаватель выступает только в виде «носителя информации» и не более.
  • Противоречие в информации (в случае занятия с различными преподавателями). Так вышло, что в танцевальном мире все очень неоднозначно — существует великое множество двигательных техник и все они по-своему правильные. Сколько преподавателей, столько и мнений — перефразируем известную поговорку. Если ученик встречается с подобным «моментом» без практики самостоятельных занятий, результат — тупик развития, т.к. зачастую различные техники противоречат друг другу. Конечно, опытный преподаватель обязательно скажет об этом ученику, однако, это не облегчает процесс получения знаний последним.


Это далеко не полный перечень «моментов», связанных с отсутствием практики самостоятельных занятий, но мы остановимся только на самых ярких.

Теперь про пользу:


В случае если ученик практикует самостоятельные занятия, он, в первую очередь, учится синтезировать полученные знания — вводит их в свои двигательные центры именно с теми особенностями, которые необходимы ему для запоминания и выполнения. 

Нет в мире двух совершенно одинаковых человек, которым бы полностью подходили определенные двигательные механизмы. Каждый человек будет совершать определенные действия немного по-своему — в этом есть смысл, любая творческая двигательная активность не предназначена для создания толпы роботов-клонов, совершающих строго отмеренные одинаковые движения. 

Ученик должен быть индивидуальностью и, как следствие, исполнять определенный, свойственный только ему, набор двигательных моделей с определенными особенностями, амплитудой, динамической и эмоциональной окраской.

Так же при практике СРС ученик ускоряет собственный прогресс, т.к., приходя на занятие с тренером после определенного количества самостоятельной практики, он уже несет в себе необходимый для дальнейшего движения двигательный стереотип, как результат, тренер готов выдавать более сложную информацию, основанную на полученных и освоенных знаниях.

Думаю, на сегодня информации для размышления достаточно. В конце скажу, что для себя лично я считаю эффективным соотношение «занятия с тренером к СРС» как 30/70. Это позволяет достаточно активно развиваться и в тоже время закреплять полученные знания, расширяя свой двигательный стереотип.


Сергей Сидоров ©

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вы здесь: Главная Что такое СРС и зачем оно нам?

Контакты

Для связи с нами: